Компания CATL анонсировала свою натриевую батарею второго поколения. Выступая на Всемирном саммите молодых ученых, главный научный сотрудник Ву Кай рассказал о разработке батареи и сказал, что она будет запущена в 2025 году.
Ключевое отличие натрий-ионной батареи второго поколения заключается в том, что ее можно нормально разряжать при экстремально низких температурах до -40 °C. Кроме того, батареи продемонстрировали более высокие показатели безопасности и устойчивости к низким температурам, сохраняя при этом плотность энергии.
В настоящее время официальная плотность энергии новой натрий-ионной батареи не сообщается. Однако известно, что CATL стремится превысить 200 Вт·ч/кг. Хотя батарея должна быть запущена в 2025 году, массовое производство не ожидается до 2027 года.
Основа натрий-железных батарей похожа на литий-ионную, поскольку они хранят электрическую энергию для перемещения ионов между положительными и отрицательными электродами. В настоящее время натрий-ионные батареи обладают лучшими характеристиками с точки зрения безопасности и устойчивости к низким температурам; однако они не обладают такой высокой плотностью энергии, как литий-ионные. Таким образом, это дает натрий-ионным батареям преимущество при использовании в холодных регионах.
Теоретически, должно быть также преимущество в стоимости, но в настоящее время натрий-ионные батареи дороже литий-ионных. Это во многом связано с экономией масштаба для литий-ионных батарей, в то время как натрий-ионные батареи, с другой стороны, производятся в меньших, менее эффективных количествах. Еще больше навредило развитию недавнее падение цен на литий.
Ранее в этом году BYD заявила: «Разработка натрий-ионных аккумуляторов BYD вошла во вторую стадию (снижения) затрат, и ожидается, что стоимость BOM (спецификация материалов) будет на одном уровне с литий-железо-фосфатными аккумуляторами в 2025 году и составит менее 70% от литий-железо-фосфатных аккумуляторов в долгосрочной перспективе».
CATL продемонстрировала свой натрий-ионный аккумулятор первого поколения в 2021 году. Он привлек широкое внимание СМИ благодаря своей высокой плотности энергии, способности к быстрой зарядке, превосходной термостабильности и хорошим низкотемпературным характеристикам. В то время Робин Цзэн, генеральный директор CATL, сказал, что целью НИОКР для следующего поколения натрий-ионных аккумуляторов было достижение плотности энергии более 200 Вт·ч/кг.
Неясно, сколько натриевых аккумуляторов использовалось в реальных ситуациях. Однако известно, что Chery и JAC выпустили автомобили с использованием этих аккумуляторов, а Aida и Yadea использовали их в скутерах.
В отчетах утверждается, что натрий-ионные аккумуляторы второго поколения CATL заменят от 20 до 30 процентов литий-ионных фосфатных аккумуляторов в небольших или малогабаритных транспортных средствах.
В январе 2024 года BYD (Сюйчжоу) начала строительство проекта натрий-ионных аккумуляторов с годовой производственной мощностью 30 ГВт·ч. Первоначально это должно было производить аккумуляторы с плотностью энергии 105 Вт·ч/кг, с увеличением до плотности 130 Вт·ч/кг. Это делает маловероятными заявления о втором поколении аккумуляторов CATL с 200 Вт·ч/кг.