Toyota Motor Corporation и муниципальное правительство Шанхая подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве, установив важное партнерство, чтобы японский автомобильный гигант разрабатывал новые энергетические автомобили в экономическом центре Китая. Центральным элементом сделки является полностью принадлежащий Lexus завод по производству электромобилей, который будет построен в районе Цзиньшань в Шанхае.
Соглашение знаменует собой поворотный момент как для Toyota, так и для Шанхая. Это второй крупный иностранный автопроизводитель, создавший полностью принадлежащее ему производственное предприятие в Китае после шанхайского Gigafactory компании Tesla и первого подобного предприятия японского автопроизводителя.

По словам официальных лиц на церемонии подписания, Toyota инвестирует в проект 14,6 млрд юаней (2,02 млрд долларов США) с первоначальным приобретением земли площадью 1692 му (около 277 акров). Объект будет объединять функции исследований и разработок, производства и продаж, сосредоточившись на производстве электромобилей под брендом Lexus и передовых аккумуляторных технологий.

Стратегия локализации выглядит обширной, и отчеты указывают на то, что использование отечественных компонентов в автомобилях Lexus превысит 95%, что значительно сократит затраты и потенциально позволит снизить цены на 15–20% по сравнению с импортными моделями.

Этот шаг представляет собой кардинальный сдвиг в стратегии Toyota в Китае, которая исторически опиралась на совместные предприятия. Решение было принято на фоне растущей конкуренции на рынке электромобилей Китая, где на электрические модели Toyota приходится менее 1% продаж. Между тем, сохраняя свои позиции ведущего импортируемого люксового бренда с 18 миллионами проданных единиц в 2024 году, Lexus столкнулся с резким снижением трехлетнего коэффициента удержания стоимости с 87,5% в 2021 году до 59,35% в прошлом году.
Для Шанхая проект Lexus станет вторым глобально влиятельным проектом по созданию новых энергетических автомобилей после Gigafactory Tesla, что еще больше укрепит позиции города как глобального кластера индустрии новых энергетических автомобилей.

Соглашение было достигнуто в то время, когда Toyota стремится расширить свою глобальную линейку электромобилей примерно до 15 моделей к 2027 году с целевым показателем производства около 1 миллиона электромобилей в год. Китайский рынок считается «абсолютно основным» для цели Toyota продать 1 миллион чисто электрических автомобилей по всему миру к 2030 году.
Поскольку и Toyota, и Lexus стремятся догнать китайских производителей и других международных конкурентов в сфере электромобилей, успех этого проекта может определить будущее направление Toyota на быстро меняющемся автомобильном рынке.